Что такое плотность солярки (дизеля)?
Что такое плотность солярки знают далеко не все владельцы автомобилей на «тяжелом топливе», в то время как этот показатель является одним из важнейших. Примечательно, что плотность дизельного топлива прописана в ГОСТе, и от нее зависит возможность эксплуатации в условиях низких температур. Что это за параметр, как его узнать и что на него влияет – рассмотрим в статье.
Что такое плотность солярки
Солярка – это дизельное топливо, а под ее плотностью понимается параметр, определяющий, в каком температурном диапазоне она будет сохранять свои свойства, работоспособность. Характеристика измеряется специальным прибором – ареометром. Плотностью (в данном случае удельным весом) называется масса в килограммах, умещающаяся в объем в один кубометр. Она напрямую зависит от окружающей температуры – чем жарче, тем ниже плотность солярки, и в обратную сторону, чем сильнее холод, тем параметр выше.
Также от плотности дизеля зависит, сколько энергии топливо сможет дать. Если значение высокое, то в ходе сгорания солярка будет выделять больше энергии, вместе с чем повышается коэффициент полезного действия мотора. Одновременно это сказывается на экономичности потребления.
С другой стороны, при высокой характеристике плотности в составе солярки содержатся тяжелые фракции, ухудшающие испаряемость горючего и являющиеся причиной нагара в двигателе.
Что сказано в ГОСТ
Есть стандарт, в котором указано, что дизель должен быть плотности, соответствующей конкретным нормативам:
-
- плотность летней солярки при окружающей температуре +20° C – 860 килограмм на кубометр;
- зимней – 840 килограмм на м3;
- арктической, предназначенной для эксплуатации в экстремальных условиях климата – 830 килограмм на кубический метр.
Как видно, зимняя и арктическая солярка характерны меньшей по сравнению с летней разновидностью плотностью. За счет этого сохраняется текучесть горючего, то есть в условиях мороза оно не превратится в массу, напоминающую желе. Застывший дизель в лучшем случае забьет топливную систему автомобиля, в худшем – не даст завести двигатель.
Для чего применяются антигели
Это особые присадки, заливаемые в бак в ходе заправки. Их функция – предотвращение застывания солярки. Но здесь надо уточнить один момент – если машина не завелась из-за замерзшего дизельного топлива, «разморозить» его антигелем не выйдет, так как состав не предназначен для растворения загустевших парафинов. Другой момент – присадки не воздействуют на уровень плотности, а только уберегают от парафинизации.
Если зимой заправиться некачественным дизелем или залить летнюю солярку с неподходящим удельным весом, обернется это тем, что придется транспортировать автомобиль в теплое помещение для последующего отогрева. А это дополнительные траты, ведь авто не заведется, и надо будет грузить его в эвакуатор. В сети встречаются способы, как проверить работоспособность горючего перед эксплуатацией: солярка в небольших количествах наливается на металлическую поверхность при -10° C или ниже, после чего оценивается ее структура. Если плотность повышается, что сопровождается помутнением и загущением, вероятно, дизель летней разновидности. Также заправляясь на морозе надо обращать внимание на заправочный пистолет. Если на нем виднеются загустевшие капли д/т, высока вероятность, что с запуском мотора будут сложности.
Эксплуатируя автомобиль в условиях холода рекомендуется держать бак залитым наполовину. Таким образом новая порция солярки будет разбавлять ту, что уже имеется.
Почему расход зимой больше
Причина в том, что требуется прогревать двигатель, и пока он холодный, трение в нем сильнее. По мере езды расход будет тем же, что и летом, а то и меньше, так как за счет повышенного крутящего момента на низких оборотах снижается пробуксовка колес на заснеженной дороге. Чересчур густое масло в картерах и редукторах становится причиной дополнительной нагрузки, что приводит к увеличению сопротивления и повышенному расходу д/т.
Удельный вес холодного воздуха выше, из-за чего нарушается состав горючей смеси. Этот момент нивелируется, если двигатель с электронным блоком, который в автоматическом режиме дозирует горючее и фазу впрыска. А вот мотор с механическим насосом сам подстроиться под окружающую температуру неспособен, что приводит к увеличению расхода топлива. Да и надо понимать, что коэффициент лобового сопротивления при холодном воздухе выше, что также отражается на затратах смеси.
Причины замерзания дизеля
Объясняется это составом горючего, куда включены парафины. Данная воскоподобная смесь в условиях минусовой температуры начинает кристаллизоваться. Приводит это к тому, что дизель становится вязким и мутным. По ходу снижения температуры парафины собираются в сгустки, а вязкость поднимается. Солярка, превратившаяся в гель, запросто забивает фильтр и топливную систему, и оборачивается это тем, что мотор на заводится.
Дизель имеет и иные характеристики, что прописано в ГОСТе. Например, есть температура помутнения – это точка, выходя за пределы которой парафины, содержащиеся в солярке, начинают кристаллизоваться. Если это зимнее д/т, предельная температура для него – не более -22° C. Арктическая солярка начинает мутнеть и кристаллизоваться при морозе от -34° C.
Второй параметр – температура предельной фильтруемости. Это значение, ниже которого топливные фильтры утрачивают способность пропускать через себя горючее. Если используется зимняя солярка, предел для нее – не более -32° C, арктическая – не выше -44° C. Есть также порог застывания д/т, и в среднем он на 5 – 7° ниже температуры фильтруемости.
Самостоятельная проверка дизтоплива
Для измерения удельного веса горючего в домашних условиях используют ареометр для нефтепродуктов. Помимо измерительного прибора понадобятся соответствующие условия – пробу выдерживают при окружающей температуре в диапазоне +17 – 20° C и ждут, когда образец нагреется до этого значения. Если полученные параметры (удельный вес, измеряемый в килограммах на м3) совпадают с указанными в ГОСТе – хорошо.
Убедиться, что горючее качественное, можно и иначе. Например, специалисты журнала «За рулем» тестировали и чистое дизтопливо, и с присадками, помещая их в морозилку с выставленной температурой в -30° C. По окончании эксперимента оказалось, что д/т с антигелем сохранило текучесть, а вот образцы без «химии» буквально превратились в камень. Способ, как говорится, наглядный, то есть даже не надо знать удельный вес.
Есть прямая взаимосвязь между удельным весом дизтоплива и эффективностью использования горюче-смазочных материалов. Если заливать некачественное или неподходящее горючее, двигатель будет работать неправильно, с меньшей мощностью, что впоследствии отразится на его функционале. Помимо износа мотора, в сложных погодных условиях будет иметь место перерасход д/т.